fbpx

Рискованное поведение подростков

Рискованное поведение подростков: как справиться с этим

Рискованное поведение – это общераспространённая часть подросткового возраста. Но есть то, что вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребёнку оставаться в безопасности и облегчить собственное беспокойство.

Самый действенный способ снизить вероятность саморазрушающего и суицидального поведения – это формирование приоритета ценности собственной жизни. И для этого есть моя авторская разработка – https://mytopic.top/formirovanie-czennosti-sobstvennoj-zhizni/

Но если вы уверены, что таких кардинальных затрат времени и внимания не требуется, то хотя бы ведите регулярные беседы на эти темы.

Почему подростки рискуют

Хотя это чаще всего может быть стрессом для родителей, но подростковый возраст и рискованное поведение идут рука об руку. Это потому, что подростки должны исследовать свои собственные ограничения и способности, а также границы, которые им установили семья и общество. Это часть их пути к становлению независимыми молодыми людьми. Подростки должны выражать себя как личности, что является частью развития их идентичности.

Кроме того, области подросткового мозга, ответственные за импульсный контроль, полностью не созревают до 25 лет. Это означает, что подростки с большей вероятностью будут принимать импульсивные, эмоциональные решения, не задумываясь о последствиях.

Также подростки хотят, чтобы их приняли их сверстники. Поэтому некоторые подростки рискуют под давлением со стороны сверстников.

Распространёнными образцами рискованного поведения подростков, которые могут вызвать озабоченность родителей, являются:

  • драка,
  • прогул,
  • рискованное сексуальное поведение,
  • употребление алкоголя,
  • использование психоактивных веществ,
  • курение табака,
  • зацепинг (трейнсёрфинг),
  • противоправные действия (взлом и вандализм),
  • различные способы поиска острых ощущений.

В большинстве случаев эти действия направлены на то, чтобы быть крутым среди сверстников, без понимания того, что такая крутизна в неявном для подростка виде предлагает в обмен его собственную жизнь.

Снижение риска

Однако знание того, что это нормальный процесс развития, не снижает вероятность рискованного поведения подростка, и не позволяет ему легче и безопаснее жить.

Поэтому нет смысла пускать этот процесс на самотёк.

Вот некоторые идеи для снижения вероятности рискованного поведения вашего ребёнка-подростка и повышения его безопасности:

Помогите ребёнку научиться оценивать риск. Вы можете говорить о поведении других людей и его последствиях (на примерах фильмов или новостей). Спрашивайте своего ребёнка, что он думает о причинах и последствиях, показанного рискованного поведения. Если он пока затрудняется проанализировать увиденное, вы можете поделиться своими идеями. Например, «Если бы он не торопился, а сначала подумал, то не попал бы в эту ситуацию».

Выработайте некоторые основные правила, согласованные с вашим ребёнком. Объясните ему, что эти правила направлены на то, чтобы сохранить его в безопасности. Решите вместе, какие последствия и санкции должны быть, если правила нарушены. Вы должны быть гибкими и адаптировать основные правила по мере роста вашего ребёнка и демонстрировать ему ваше доверие к его возрастающей ответственности.

Воспитывайте в своём ребёнке социально ориентированные ценности, чем раньше, тем лучше. Знание того, что важно для вашей семьи, для его друзей, для окружающих людей, поможет вашему ребёнку развить чувство ответственности и сформирует у него ценностную систему личности.

Вы должны знать, что ценность собственной жизни сама по себе не формируется. Необходимы специальные условия и структурированная определённым образом информация. А инстинкт самосохранения как раз и толкает на рискованное, противоправное и саморазрушающее поведение, как возможность доказать своё право существовать в определённом коллективе.

Держите своего ребёнка в поле зрения. Знание, с кем он и где он, может помочь вам предотвратить часть проявлений, связанных с риском.

Поддерживайте открытое общение. Постарайтесь быть близки со своим ребёнком. Сильные связи с родителями уменьшают вероятность рискованного подросткового сексуального поведения.

Будьте хорошим примером для подражания. Подростки руководствуются тем, что видят, как ведут себя их родители. Если ваш ребёнок видит, что вы применяете двойные стандарты – от спешки до чрезмерного употребления алкоголя или агрессивного поведения, он может не соблюдать ваши правила.

Поощряйте широкие социальные отношения. Вероятно, вы не можете помешать вашему ребёнку дружить с определённым человеком или группой друзей, но вы можете дать ему возможность завести других друзей, используя спортивные, общественные или семейные мероприятия. Принимайте друзей вашего ребёнка в своём доме, так вы будете знать, где он, по крайней мере, некоторое время.

Предоставьте подросткам пути отступления от рискованных ситуаций. Бывает много случаев, когда вашего ребёнка подталкивают к рискованному поведению его сверстники. Вы можете подсказать ему, как не поддаться давлению и не потерять авторитет и репутацию среди сверстников. Например, он может отказаться курить по причине, что курение может вызвать у него приступ астмы. В данном случае обман во благо. Дайте понять ребёнку, что он может отправить вам текстовое сообщение в любое время, когда ему нужно, чтобы вы заехали за ним, не беспокоясь о том, что вы будете сердиться.

Содействие «безопасному» принятию риска

Подростки должны рисковать, чтобы узнать больше о себе и проверить свои способности. Попробуйте направлять эти тенденции в более безопасные и более конструктивные действия. Полные адреналина виды спорта, такие как скалолазание, боевые искусства, сноубординг или катание на горных велосипедах, могут принести множество острых ощущений. Некоторым подросткам может показаться, что они испытывают «кайф» от занятий в драмкружке или другом творческом коллективе.

Другая стратегия – дать автономию и независимость подросткам в некоторых областях, чтобы они могли исследовать свою свободу, без неповиновения вам. Автономия – это растущая способность вашего подростка мыслить, чувствовать, принимать решения и действовать самостоятельно.

Попробуйте позволить своему подростку принимать собственные решения в таких вещах, как например, какую причёску носить, чем заниматься после занятий в школе и когда ложиться спать (главное, чтобы вставал вовремя и не спал на уроках).

Получение помощи

Рискованное поведение – довольно нормальная часть подросткового возраста, и большинство подростков не перешагнут критической черты.

Если ваш ребёнок иногда нарушает разрешённое время возвращения домой, вы можете не слишком беспокоиться. Но если он регулярно делает вещи с опасными последствиями, например, употребляет алкоголь или другие психоактивные вещества, участвует в драках или нарушает закон, обращайтесь за помощью и поддержкой. Также необходимо обращаться за помощью, если вы обеспокоены тем, что поведение вашего ребёнка является саморазрушительным или имеет признаки более глубокой проблемы.

Если вам трудно разговаривать с ребёнком о рисках, то можете попросить авторитетного родственника или друга семьи обсудить этот вопрос. Некоторым подросткам трудно говорить о чувствительных проблемах, таких как секс и употребление наркотиков, с родителями, но они могут быть готовы поговорить с кем-то другим. Вы также можете обратиться за советом к школьному психологу, воспользоваться платной консультацией психолога, специализирующегося на этой проблеме. Также вы можете пройти тренинговую программу вместе с вашим ребёнком-подростком. В этом случае вы больше узнаете друг о друге и получите большее согласие и взаимную поддержку в своей семье.

Теперь вы знаете? Риск – это важный способ для подростков узнать себя. Это может включать в себя незначительные проявления риска, например, попытки новых трюков в скейтпарке или настойчивые выражения непопулярного мнения. Такое поведение достигает максимума примерно в 15-16 лет и имеет тенденцию к уменьшению в раннем взрослом возрасте. Чтобы преодолеть этот пиковый период, начните целенаправленно прививать своему ребёнку систему социально ориентированных жизненных ценностей и главную ценность – ценность собственной жизни.

Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда, такъ какъ и псу живому лучше, нежели мёртвому льву.