Родители влияют на выбор карьеры детей как намеренно, так и непреднамеренно. Подростки с определённого времени начинают всерьёз задумываться о своём будущем, чаще ориентируясь на родителей в качестве образцов для подражания, иногда обращаясь к ним за советами по выбору профессии. Собственные наблюдения и советы родителей могут либо вдохновить подростков на изучение потенциальных профессий, либо придерживаться пути, который, по их мнению, одобрят их родители.
Карьера родителей
Многие люди относятся к третьим или четвертым профессиональным поколениям своих семей. Во-первых, у них есть возможность изучить профессии своих родителей как бы «изнутри», во-вторых, им легче подняться по карьерной лестнице. Если работа их родителей выглядит в их глазах, как приносящая удовлетворение и обеспечивающая комфортный образ жизни, подростки видят это на раннем этапе своего профессионального самоопределения и могут выбрать эту карьеру. Напротив, если родители жалуются на свою работу и пытаются свести концы с концами, опираясь на доход, который обеспечивает им их работа, дети с большей вероятностью будут искать более полезные или высокооплачиваемые профессии.
Внешкольные занятия
Родители часто с ранних лет выбирают своим детям определённые занятия, такие как уроки музыки, танцев или занятия какими-то вилами спорта. Причём, зачастую, заставляют их в дальнейшем заниматься этим практически всё свободное от школьных занятий время. Иногда это бывает полезно, так как чем раньше ребёнка знакомят с определённой деятельностью, тем больше времени у него остаётся на её изучение, формирование и укрепление навыков. Некоторые подростки выбирают профессию просто потому, что они были вовлечены в неё так долго, что это кажется им своей второй натурой. Но чаще всего это ломает профессиональное самоопределение подростка. Самое лучшее, когда ребёнок пробует разные виды деятельности, чтобы на практике понять свои сильные и слабые стороны. При этом подросток быстрее узнает, что ему нравится, а что нет, и чем он может заниматься, хотя бы в молодости.
Поощрение и ожидания
Подростки часто сознательно или бессознательно ориентируются на своих родителей относительно будущей профессии и карьеры. Исследования показывают, что, например, в семьях, где родители не поощряли своих детей получать высшее образование, только 4 процента подростков решили всё же учиться в высшей школе. А там, где родители поощряли детей к учёбе в университете, более 40 процентов подростков предпочли это сделать. Представления родителей о социальном, экономическом статусе и других характеристиках также влияют на профессиональное самоопределение подростков. Если родители предполагают, что статус их семьи слишком скромен, чтобы ребёнок мог рассматривать престижную профессию, то, вероятно, он выберет менее престижную.
Отношения между родителями и детьми
Высокие стандарты родителей иногда побуждают детей заниматься деятельностью, которая, по их мнению, заслуживает одобрения их родителей. Например, некоторые родители наказывают своих подростков за то, что они не учатся только на «отлично», или критикуют их за то, что они занимаются искусством вместо того, чтобы осваивать профессию с большим заработком. В таких случаях подросток может чувствовать себя обязанным выбрать престижную и высокооплачиваемую работу, чтобы заслужить уважение своих родителей и позволить им гордиться своим ребёнком. С другой стороны, когда родители ясно дают понять, что у них нет особых ожиданий в отношении профессии их ребёнка, подросток чувствует себя более свободно в поиске разнообразных профессий, выбирая одну из своих предпочтений, а не из предпочтений своих родителей.