fbpx

Социальная компетентность

Как оказалось, определение социальной компетентности – это трудная задача для исследователей и теоретиков. Некоторые теоретики определяют социальную компетенцию в терминах эффективных социальных навыков, управляющих социальными отношениями. В то время как другие определяют социальную компетентность в достижении соответствующих социальных целей в заданных социальных условиях, используя соответствующие средства. Так выделяются понятия инструментов и достижений.

Тем не менее, все исследователи и теоретики социальной компетентности единодушно соглашаются, что социальная компетентность относится к социально эффективным действиям и социальная компетентность является чётко отделенной от познавательной.

Исследователи выделяют в социальной компетентности несколько независимых аспектов, таких как экстраверсия, теплота отношений, социальное влияние, социальная открытость, социальная пригодность, социальная дезадаптация и социальная проницательность. Все эти аспекты социальной компетентности тесно связаны с пятифакторным личностным опросником, известным как «Большая пятёрка», включающим пять независимых переменных: нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность.

Другие теоретики выделяют социальный интеллект, социальное влияние и социальные воспоминания, а также социальные навыки и социальное само регулирование. Для подростков имеют значение: контроль агрессивности и асоциальное поведение, сочувствие и помощь, послушание и просоциальное поведение, навыки общения. Уверенность в себе, лидерство, адаптируемость и само эффективность являются для них более сложными факторами. Причём именно эти факторы оказывают наиболее сильное влияние в период резких социальных и эмоциональных изменений, главным образом для подросткового периода. Но не только. Эти же факторы влияют и на взрослых в периоды возрастных и экономических кризисов.

Так что, есть необходимость помогать людям разных возрастов в определённые периоды их жизни укреплять упомянутые факторы, особенно уверенность в себе и адаптивность.