Логическое постижение мира занимает пожалуй главное место в жизни учёного.
Любопытный пример из жизни Курта Гёделя. В 1948 г. Гедель должен был в соответствии с принятой процедурой сдать экзамен по азам американской конституции для получении им американского гражданства. Он с научной добросовестностью подошёл к этому вопросу, досконально изучил документ и пришел к выводу, что в США законным путем, без нарушения конституции может быть установлена диктатура. Подобное открытие чуть не стоило ему провала на экзамене, когда он вступил в дискуссию с чиновником экзаменатором, который, разумеется, считал основной закон своего государства величайшим достижением политической мысли. Друзья уговорили его повременить с развертыванием своей аргументации хотя бы до принесения присяги.
Позднее история получила любопытное продолжение. Другой американец, Кеннет Эрроу, удостоился Нобелевской премии за доказательство в общем виде утверждения, к которому пришел Гёдель, изучив американскую конституцию.
Ещё более неожиданный вывод делает Гёдель вывод о сущности времени: «Время — это отнюдь не специфическая характеристика бытия… Я не верю в объективность времени… Время — субъективно, по крайней мере, когда оно принимается в смысле нашей его интуитивной концепции: это может быть прояснено путем наблюдения работы ума… Наша естественная склонность мыслить физический мир как пространственно-временной — результат нашей привычки ассоциировать причинность с временем и изменением».
Но и это не всё.
Гёдель доказал теорему о неполноте, в общем виде формулируемую следующим образом: “Всякая система математических аксиом начиная с определенного уровня сложности либо внутренне противоречива, либо неполна”.
Из теоремы обычно выводят несколько положений:
если считать основной характеристикой человеческого разума и его инструментом умение мыслить логически, то теорема Гёделя прямо указывает на ограниченность возможностей нашего мозга,
в любой последовательной системе постулатов арифметических действий возможны формулы, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть,
истина и доказуемость — не одно и то же,
никакой компьютер не в состоянии воспроизвести человеческий разум.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что разум не есть свойство одного человека, но может быть свойством всей цивилизации.